?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Оригинал взят у anti_fascist1 в Анализ законопроекта о социальных воспитателях


Не мыслимо! Законопроект, по сути, позволяет отдавать детей-сирот на воспитание за деньги, по трудовому договору, возвращать их обратно в любую минуту, брать новых, более "удобных" детей. И все это почему-то называется "семейным устройством". Причем здесь семья?
Президент Путин неоднократно высказывался за традиционные ценности. По моему мнению, тут же должны полетель головы авторов законопроекта.

Постатейный комментарий к проекту Федерального закона

Статья 1

Внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 16; 1998, № 26, ст. 3014; 2000, № 2, ст. 153; 2005, № 1, ст. 11; 2007, № 1, ст. 21; 2008, № 17, ст. 1756; 2010, № 52, ст. 7001, 2011, № 49, ст. 7029; 2013, № 27, ст. 3459; ст. 3477; № 48, ст. 6165) следующие изменения:


  1. в пункте 1 статьи 123 после слов «в приемную семью» дополнить словами «, на социальное воспитание».


  2. пункт 6 статьи 145 дополнить словами «, либо по трудовому договору».


  3. раздел VI дополнить главой 20.1 следующего содержания:


«Глава 20.1. Социальное воспитание

Статья 148.2. Социальное воспитание

1. Социальным воспитанием признаётся опека или попечительство над ребёнком или детьми, которые осуществляются по трудовому договору, заключаемому между социальным воспитателем и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

_________________________________________________________

Комментарий:

В статье закладывается противоречие: понятие социального воспитания даётся через понятие опеки и попечительства, которые регламентируются Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ФЗ № 48 Статья 15: «1. Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.

Статья 16. Безвозмездное и возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству), но к трудовому законодательству не имеющих отношения. Одна из форм воспитания – «социальное воспитание», - признаётся формой устройства ребёнка в семью, являясь надстройкой над фактической формой устройства – приёмной семьёй, переплетаясь в некий гибрид с однородными, повторяющимися признаками.

Из поправок к ст. 123 явствует, что на социальное воспитание дети будут передаваться в приёмную семью, однако из определения «социального воспитания» в пункте 1 ст. 148.2 законопроекта упоминание о приёмной семье выпало.

Согласно Статье 152.

1. Приемной семьёй признаётся опека или попечительство над ребёнком или детьми, которые осуществляются по договору о приёмной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приёмными родителями или приёмным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

2. К отношениям, возникающим из договора о приёмной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услугпостольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Между тем, согласно пункту 7 ст. 145 Семейного кодекса РФ уже

7. При устройстве ребёнка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования,предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (4. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой сторонепричинённые этим убытки).

Следовательно, по законопроекту допускается одновременно применять две «формы устройства» к одному и тому же ребёнку, а трудовой договор с организацией для детей сирот – это уже второе основание для оплаты работы одного и того же опекуна (он же приёмный родитель, он же социальный воспитатель).

По акту органа опеки и попечительства об осуществлении опеки и попечительства возмездно с опекуном или попечителем должен быть заключён договор об осуществлении опеки и попечительства возмездно (п. 7 ст. 145 СК РФ).

Статья 153 СК РФ не исключает возможности назначения опекунами обоих супругов, ставших приёмными родителями. А согласно пункта 2 ст. 153.1 Содержание договора о приёмной семье, приёмным родителям причитаются: вознаграждение, денежные средства на содержание ребёнка, а так же меры социальной поддержки, в размере, установленном законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, законом закладываются предпосылки для дискриминации кровных родителей, не получающих ни зарплату за воспитание своих детей, ни денежные средства на их содержание. Размер социальных выплат родным детям не идёт ни в какое сравнение с выплатами на детей приёмных. То есть, «выгоднее» не становиться родителем, рожая детей, а оказывать услуги по воспитанию чужих детей, да ещё и требовать возмещения убытков.

_____________________________________

2. Трудовой договор между социальным воспитателем и организацией, указанной в пункте 1 настоящей статьи,заключается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.

______________________________________________________________

Комментарий:

Если опекун или попечитель будут исполнять свои обязанности возмездно, то что, кроме обязанностей опекуна и попечителя, приёмного родителя будет входить в трудовые обязанности социального воспитателя? При одних и тех же обязанностях, как это следует из статьи 2 ПФЗ («…выполнении трудовой функции по защите прав и законных интересов и воспитанию взятых под опеку или попечительство детей…»), за одну и ту же работу будет производиться двойная оплата – в виде заработной платы социального воспитателя и вознаграждения опекуна, без учёта денежных сумм на содержание ребёнка и других сумм социальной поддержки. Оплата будет производиться из разных источников: если опекун - приёмный родитель получает деньги на содержание по закону субъекта РФ, то социальный воспитатель будет их получать по трудовому законодательству Российской Федерации (п. 6 ст. 148.2 СК РФ в редакции ПФЗ). И при всём при этом, социальный воспитатель будет окружён помощью как со стороны органа опеки, с которым он заключает договор о сотрудничестве и как опекун на неопределённый срок, и как приёмный родитель на определённый срок, и со стороны работодателя – организации для детей-сирот, которая обязана помогать и содействовать социальному воспитателю в выполнении его обязанностей.

______________________________________________________________

3. Категории и количество детей, которые могут быть переданы на социальное воспитание, определяются законодательством субъекта Российской Федерации.

4. К отношениям, возникающим из акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, применяются нормы гражданского законодательства об опеке и попечительстве, положения главы 20 настоящего Кодекса, а также Федерального закона "Об опеке и попечительстве".

5. К отношениям, возникающим из трудового договора, применяются нормы трудового законодательства.

___________________________________________________________

Комментарий:

Происходит дополнительная надстройка, основанием возникновения которой является акт органа опеки о назначении опекуна, исполняющего обязанности возмездно.

В настоящее время отношения регулируются в рамках гражданско – правовых отношений.

Исполнение обязанностей опекунов возмездно в трудовой стаж засчитывается, отчисления в Пенсионный фонд осуществляются, в отличие от кровных родителей, не получающих зарплату за свой труд даже в многодетных семьях. В связи с этим не понятна идея законодателя стимулировать приёмных родителей дополнительными преференциями. Как свидетельствует статистика, и как явствует из пояснительной записки к законопроекту

«В последние годы сокращается число детей, остающихся без попечения родителей, одновременно растет устройство детей в семьи. В 2013 году на все формы семейного устройства было передано 62973 ребенка, что больше, чем в 2012 году. Увеличивается число детей-инвалидов, устроенных в семьи – в 2013 году было устроено 1465 детей-инвалидов (на 51% больше, чем в 2012 году). Сокращается федеральный банк данных о детях-сиротах, на начало октября в нем содержалась информация о 93 тысячах детей-сирот, тогда как на начало 2013 года – 199 тысячах детей-сирот».

В то же время государство не решает вопрос о поддержке кровных семей: во многих регионах задерживаются пособия на содержание детей, увеличения их размеров не производится, несколько лет в Государственной Думе РФ лежат законопроекты об увеличении срока выплаты пособия матерям по уходу за ребёнком до исполнения ему трёхлетнего возраста, о поддержке молодых семей при строительстве или покупке нового жилья.

_____________________________________________________

6. Размер заработной платы, причитающейся социальным воспитателям, размер денежных средств на содержание каждого ребёнка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые социальным воспитателям, определяется в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.

_______________________________________________________________

Комментарий:

«размер денежных средств на содержание каждого ребёнка, а также меры социальной поддержки»не могут определяться в порядке, установленном трудовым законодательством, поскольку отношения в сфере опеки и попечительства регулируются не Трудовым кодексом РФ, а другими нормами права.

Например, в Свердловской области, отношения регулируются в части оплаты труда Законом от 10.12.2005 года N 116-ОЗ «О размере вознаграждения, причитающегося приёмным родителям, и мерах социальной поддержки, предоставляемых приёмной семье, в Свердловской области», на сайтеhttp://minszn.midural.ru/blog/news/news-838.html приведены конкретные примеры получаемых денежных средств. Законом Свердловской области от 19.11.2008 года N 107-ОЗ «О денежных средствах на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством» предусмотрены значительные средства на содержание детей. Таким образом общая сумма вознаграждений, сумм на содержание и пособий может составлять до 42 000 рублей на одну семью.

Если сравнить суммы получаемых денежных средств опекунами по договору о приёмной семье, с минимальным размером оплаты труда, установленным с 01.01.2015г. Федеральным законом от 01.12.2014 № 408-ФЗ на уровне 5965 рублей, то получаемое опекунами вознаграждение может быть значительно выше.

В приёмных семьях, воспитывающих пять и более детей, как правило, не работает (по трудовому договору) один из родителей или оба родителя, следовательно, средств на содержание детей и самих приёмных родителей достаточно. А при принятии законопроекта, суммы, причитающиеся социальным воспитателям, будут удвоены. Кому нужно такое расточительство? Явно не кровным семьям, теряющим детей из-за бедности.

________________________________________________________

7. Порядок передачи ребёнка или детей на социальное воспитание и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребёнка или детей, переданных на социальное воспитание, определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 148.3. Социальные воспитатели


  1. Социальными воспитателями одного и того же ребёнка не


могут быть лица, не состоящие в браке между собой.

______________________________________________________________

Комментарий:

Следовательно, лица, состоящие в браке между собой, могут быть социальными воспитателями одного и того же ребёнка. Как в этом случае будет распределяться фонд заработной платы? Будет ли на одну семью выделяться две ставки социального воспитателя, или каждый из родителей - социальных воспитателей будет приниматься на работу на ½ ставки?

______________________________________________________________

2.Социальными воспитателями по отношению к принятому на социальное воспитание ребёнку или детям, указанным в пункте 3 статьи 148.2 настоящего кодекса, не могут являться родственники, определяемые законодательством субъекта Российской Федерации.

Комментарий:

Дискриминационная статья, не обоснованно предоставляющая преференции одним родственникам по - сравнению с другими, а кроме того – посторонним гражданам, по сравнению с родственниками, определяемыми законодательством субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, в трудовом законодательстве нет норм, запрещающих воспитателям, учителям, педагогам исполнять трудовые обязанности по воспитанию и обучению своих родных, либо приёмных детей в образовательных организациях.

______________________________________________________________

3. Социальные воспитатели должны соответствовать требованиям, установленным настоящей статьёй, а также требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к опекунам и попечителям, и требованиям, установленным в профессиональных стандартах.

5. Подбор и подготовка социальных воспитателей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", статьёй 146 настоящего Кодекса, а также Трудовым кодексом Российской Федерации в отношении социальных воспитателей.

______________________________________________________________

Комментарий:

На органы опеки возлагаются не свойственные им, не

предусмотренные законом функции: они не являются ни аккредитованными учебными образовательными организациями, ни работодателями. Подготовка социальных воспитателей должна осуществляться соответствующими учебными организациями, а подбор – работодателями – организациями для детей-сирот.

________________________________________________________________

Статья 148.4. Прекращение прав и обязанностей социальных воспитателей

1. Социальные воспитатели вправе отказаться от исполнения обязанностей опекуна или попечителя при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребёнком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие).

2. Орган опеки и попечительства вправе отстранить социальных воспитателей от исполнения возложенных на них обязательств в случае возникновения неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребёнка или детей, возвращения ребёнка или детей родителям, либо усыновления ребёнка или детей.

______________________________________________________________

Комментарий:


  1. «исполнения возложенных на них обязательств» - возлагаться могут


обязанности, а обязательства берутся;


  1. Поскольку социальный воспитатель – это не столько статус


приёмного родителя, сколько наименование должности, приобретаемой на основании трудового договора, заключаемого с работодателем, каковым орган опеки и попечительства не является, то и отстранять социальных воспитателей от исполнения своих обязанностей органы опеки и попечительства не могут. Такое право должно быть предоставлено работодателю.

.. статья не помещается в пост жж. Полностью выводы читайте на сайте РВС

Комментарии

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
boris_ryzhankov
5 апр, 2015 19:36 (UTC)
Макаренко отдыхает
kerb
5 апр, 2015 19:54 (UTC)
Я вообще в шоке от прочитанного.
Ваня Иванов
5 апр, 2015 19:55 (UTC)
Я являюсь приемным родителем, имея еще и одного родного. Так что тоже есть с чем сравнивать и на что обижаться. Обидно, что не поддерживают родных родителей. Очень обидно. Если бы в свое время поддержали, может и родных побольше завели! Вдвойне обиднее, когда отчитываются, во сколько обходится содержание в приютах и детских домах, - до 100 000 в месяц!!!! Приемные семьи видят только 1/10! (Лично нам платят 6 300 , а в том году было 5 700 на ребенка и 4 500 , - в том году 4 000 так называемая зарплата опекуна). Как бы не разжиреть! А условия жизни в семье и детдоме не сравнить!
kerb
5 апр, 2015 19:59 (UTC)
По моему мнению - такие родители как вы - герои!
Так лучше и для страны и для детей. Ситуацию с материальной помощью нужно изменить зеркальным образом!
Ваня Иванов
5 апр, 2015 20:09 (UTC)
Это не геройство. Это - норма жизни. Мы подбираем котят и щенков, и не желаем знать о детдомах. Нонсенс. А материально, конечно, родным родителям надо помогать, тогда, может, и сирот поубавится. Мы и не усыновляем поэтому, что свежи воспоминания, как наш сын просил в три года "вот такой маленький кусочек колбаски", а в кармане была только рваная 500тка старая, на кот. хлеба пол булки можно было купить. Зарплату по полгода не видели. А с дочей, конечно, маловато, но стабильно и надежно. Вот только почему-то из очереди на жилье выкинули. Наши депутатишки опять чего-то новенького написали.
myblighty
6 апр, 2015 11:01 (UTC)
....
В Британии, например, детей-сирот или тех, кого изъяли у родителей (временно или насовсем) стараются помещать в семьи, пока им подбирают постоянное место или их родители перевоспитываются.

Таким приемным семьям государство платит за их труд, а также оплачивает все издержки по присмотру за детьми (еда, одежда, отдых, транспорт, спротклубы, т.д.) и ремонтирует в доме все, что эти дети сломают и разобьют.



( 6 комментариев — Оставить комментарий )
ИА Красная весна

Календарь

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Paulina Bozek