?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Почти столетие назад перед нашей страной в полный рост встала задача индустриализации. Казалось бы, в аграрной стране с безграмотным населением, задача не решаемая. Но дорогу осилил идущий, чей путь по праву назван русским экономическим чудом. С чего всё началось?

Началось всё с образования и подготовке кадров.
Сразу после Октябрьской революции вопрос о народном образовании было поставлено в качестве основным государственных приоритетов. Так 26 декабря 1919 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране: отныне всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию.

Неграмотный слепой.jpgОдним декретом дело не ограничилось. 19 июня 1920 года создаётся Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ, ликбез), при Наркомпросе РСФСР. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы.

Материальную поддержку и помощь комиссии в создании учебников оказывают русские писатели М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, поэты В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, учёные Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев.
В 1920–1924 гг. были напечатаны два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской. В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова и «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта.

В 1923 году было создано добровольное общество «Долой неграмотность», отделения которого открывались по всей стране. Общество ставило своей целью содействие работе Комиссии и цель была достигнута.

17 сентября 1930 года образован центральный штаб ликбез-похода (вместо Комиссии ВЧКЛБ). А к 1934 году проблема неграмотности и малограмотности в СССР была окончательно решена с повсеместным введением всеобщего начального образования.

В наследство от царской России большевикам досталось в большинстве неграмотное население (30% по данным на 1914 год). После катастрофы первой мировой воны, краха государственности, гражданской войны и интервенции вероятнее всего ситуация с грамотностью стала ещё хуже. Но восстановление народного хозяйства страны, проведение индустриализации требовало повышения образовательного и культурного уровня населения. Это понимали все и именно поэтому программы по образованию получили такой масштаб.
Результат не заставил себя ждать. По данным переписи населения в 1939 году уровень грамотности составил 90% (среди граждан в возрасте от 16 и до 50 лет).

Вот так был заложен фундамент для великой Советской науки и промышленности, которые поразили мир своими достижениями.



А что теперь? После разрушения СССР, советская традиция была отброшена. В Советские образование и науку последовательно вбивали гвозди, как в гроб. Отмена традиционных экзаменов, введение тестирования ЕГЭ только усугубило ситуацию.

В 2015 году перед страной в полный рост вновь встала проблема индустриализации. Её называют импортозамещением или реиндустриализацией, но от смены названия суть не меняется. Почти столетие назад актуальная элита страны понимала безмерную важность образования для решения этой задачи. Понимает ли это актуальная элита современной России?

Кадры решают всё, когда-то сказал Сталин, выступая перед выпускниками военных академий (4 мая 1935 года). Сказал он и то, что самый ценный капитал – это люди. И был абсолютно прав!

Последние записи в журнале

Комментарии

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
Greg Alyaev
20 июн, 2015 11:06 (UTC)
Мой дед был один грамотный (3 КЛАССА ЦПШ) на всё село (деревня, где была церковь была за 20 вёрст).
Бабушка прошла ликбез И НЕ БЫЛО БОЛЕЕ БЛАГОДАРНОГО И АКТИВНОГО ПИСАТЕЛЯ - ПИСЬМА НЕГРАМОТНЫЕ НО ТАКИЕ ЯРКИЕ НА 6-8 ЛИСТОВ А НЕ СТРАНИЦ КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ!
kocclow_1975
20 июн, 2015 11:17 (UTC)
Не надо передергивать в РИ имелась и промышленность, и наука, и образование, иначе некому и некого было бы в те же двадцатые годы обучать.
kerb
20 июн, 2015 11:29 (UTC)
Я разве говорю, что в Российской империи не было промышленности, образования или науки? В заметке сказано только о образовании населения. С ним, увы, было не всё в порядке.

Но что касается промышленности в Российской Империи, то увы, тоже было недостаточно. Было бы всё хорошо - Россия не проиграла бы войну с Японией, не проиграла бы первую мировую войну и не прекратила бы своё существование.

Собственно, столь яростные программы по ликвидации неграмотности, по индустриализации были запущены в СССР ровно по той причине, что в наследство от царской России мало что досталось.
kocclow_1975
20 июн, 2015 12:06 (UTC)
С образованием, конечно, никакого порядка не было, но ведь это прекрасно понимало и руководство страны, поэтому количество обучаемых в начальных школах увеличилось с 2970066 учащихся, до 6180510 человек учащихся, что составило 43% детей от 8 до 11 лет:
Деятельность Министерства Народного Просвещения по планомерному насаждению школ в целях достижения всеобщего обучения началась. и распространилась прежде всего на 34 губернии, пользующихся положением о земских учреждениях, что вполне соответствовало интересам дела, т.к. именно в этих губерниях имелась организация, пригодная для составления школьных сетей и открытия значительного числа новых училищ.
Из общего числа 359 уездных земств, входящих в состав означенных 34 губерний, в первый же год 122 уезда начали получать пособия по утвержденным школьным сетям, с 1909 г. пособия производятся 63 уездам и с 1910 г. еще 118 уездам. Таким образом, к 1 апреля 1911 г. по 303 уездам шла работа по введению всеобщего обучения.

Ну, Япония на краю света была, плюс у нас революция приключилась.В любом случае Япония была в сравнении с РИ страной отсталой, поэтому тут уровень развития промышленности не причем.
ПМВ РИ не проигрывала, как и временное правительство, Мир без аннексий и контрибуций был провозглашен пришедшими к власти большевиками и левыми эсерами.
Вот что досталось в сфере образования можно глянуть в статистическом сборнике за 1913 год, в процентном соотношении, конечно, до лидеров далеко, но абсолютные числа студентов и учеников, пожалуй, первые в Европе.
kerb
20 июн, 2015 12:20 (UTC)
Я не спорю, в царской России образованием занимались (страна взяла курс на индустриализацию, а с безграмотным крестьянским населением оная невозможна). Но факт в том, что притворить идею в жизнь в должном объёме царская Россия не смогла.

Если Япония была такой отсталой в сравнении с царской Россией, то отчего войну выиграла?
Царская Россия к этой войне уверенно шла, рассчитывая на волне успеха сменить (хотя бы на время) риторику в обществе. То есть переключить внимание с актуальных проблем и революционных идей. Но получилось обратное. Война с треском проиграна. На улицах грянула первая русская революция.

Именно катастрофический ход первой мировой войны повлек за собой все последствия для существования Российской Империи. Огромные проблемы со снабжением армий, поражения, тысячи вооруженных дезертиров. Обострение внутренне политической ситуации в стране. И отречение помазанника божьего от престола... Далее, показавшее полную несостоятельность, буржуазное временное правительство. А между тем положение на фронтах ещё больше ухудшилось.
Всё шло к катастрофе. Кто формально подписал мир - не так важно. Ленин настаивал на мире ровно потому, что не было никакой возможности воевать. Сказать, что раз большевики подписали мирный договор, то они виноваты в проигрыше войны - верх лукавства.
kocclow_1975
20 июн, 2015 13:08 (UTC)
Правильно, взялась, и в наследство оставила 100 тысяч начальных школ, а также сеть высших и средних учебных заведений, которые, в том числе, занимались обучением преподавателей. Вот и база для всеобщей грамотности. Причем, откровенно говоря, к 1917 году среди мужского городского населения безграмотных было немного.
Японский флот был, за исключением канонерских лодок и двух-трех крейсеров, построен в Англии,Германии,США, российский, наоборот, почти полностью состоял из судов собственного производства.Это говорит об отсталости?
На суше война требовала резервов и боеприпасов, Япония поставляла оные через пролив, а РИ тащила по Транссибу, недавно построенному, точнее недостроенному, и КВЖД.
Пароходы с оружием англичане ( и японцы) все же отправлять революционерам не забывали.
Положение во всех странах участвовавших в ПМВ, было тяжелым в 1917 году, просто людей вышедших на голодные митинги в блокадном Ленинграде расстреляли бы, как и других паникеров и саботажников, а при "кровавом режиме" стеснялись.
Возможность воевать была, страна потом несколько лет прекрасно сама с собой воевала, вытерпела куда большие ( линия фронта не в Белоруссии и Прибалтике, а в Тамбове и донецких степях) лишения, и как-то ничего, пережила. Большевики обещали прекратить войну, это был проходной лозунг, отказаться от него, по крайней мере пока была кое-как цела старая армия, они не могли. Кстати, дезертирство именно тогда и расцвело, в эпоху советских и кадетских комиссаров.Ну, а в гражданскую были целые армии и всероссийские слеты дезертиров.
smutyanov2
20 июн, 2015 11:19 (UTC)
Самый ценный капитал — это люди
Парадоксально, но данный тезис сейчас вовсю работает в США. Там простой экономический закон потребления. Чем больше потребителей, они же люди тем лучше.
А теперь сравним со стонами либералов России. У этих русофобов Крым тяжелая ноша. То есть по либеральной людоедской версии, чем меньше в России людей тем лучше. Либералы России суть людоеды. И едят исключительно свой народ.
(Удалённый комментарий)
kerb
20 июн, 2015 11:29 (UTC)
Видео не проигрывается.
olom1980
20 июн, 2015 11:33 (UTC)
время строить нового человека!
oleggureev
20 июн, 2015 12:33 (UTC)
Деваться некуда, будем строить!
Дискредитация, конечно, тоже была не без помощи номенклатуры.
Задача теперь выправить это.
____________

С замиранием сердца иногда слышу разговоры типа: "А ведь в СССР всё не так плохо было!" Даже стараюсь не помешать. Чтоб сами развивали.
lopatov_45
20 июн, 2015 14:36 (UTC)
"Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают учителя и приходские священники" (С)Бисмарк.
Два важнейших столпа государства- образование и идеология.

Но при этом не стоит всё валить на нынешних "реформаторов", образование и идеология накрылись медным тазом ещё в позднем СССР, зачатки проблем появились при Брежневе.

А эти просто осознают проблему, но не имеют решения. Потому эта имитация реформ в виде "ЕГЭ", "российского варианта болонской системы" и прочего.
staryj_chel
21 июн, 2015 14:57 (UTC)
Тогда же появились первые признаки развала Советского Союза.
krisor
20 июн, 2015 16:22 (UTC)
Никогда не поздно всё исправить.
(Удалённый комментарий)
kerb
21 июн, 2015 06:58 (UTC)
Пожалуйста ;)
glavbuhdudin
21 июн, 2015 15:49 (UTC)
Ясен пень, без ликбеза кто будет читать "окна роста"? А теперь и подавно надо снизить образовательный уровень настолько, чтобы слушали рекламу и Соловьева открыв рот.
( 16 комментариев — Оставить комментарий )
ИА Красная весна

Календарь

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Paulina Bozek